Для настоящих женщин

Конструктивно модельная деятельность во 2 младшей группе. Перспективное планирование по конструктивно-модельной деятельности во второй младшей группе по программе "От рождения до школы" календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труд

Коровина Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №21 "Теремок"
Населённый пункт: город Дубна
Наименование материала: Статья
Тема: Конструктивно-модельная деятельность в детском саду
Дата публикации: 21.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №21 «Теремок» города Дубны Московской области «Конструктивно-модельная деятельность в детском саду» (из опыта работы) Подготовила и провела Зам. зав по ВМР, воспитатель Коровина И.В. г. Дубна, 2015 г.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание психолого- педагогической работы осуществляется по следующим направлениям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Раздел

«Конструктивно-модельная деятельность
» входит в состав образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». По образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»
конструктивно-модельная деятельность
происходит во всех возрастных группах.
Конструирование из различных материалов –
форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.
Виды конструктивно-модельной деятельности:
-из строительных материалов; -из коробок, катушек и другого бросового материала; -из природного материала; - из бумаги. Педагоги нашего ДОУ строят свою работу по развитию конструктивных навыков и умений у дошкольников на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы», парциальной программы Конструирование и художественный труд в детском саду» под редакцией Людмилы Викторовны Куцаковой. Ранее занятия проводились педагогами во всех возрастных группах ежемесячно, так как данный раздел входил в образовательную область «Познавательное развитие». В данный момент занятия со строительным материалом проводятся в 1 группе раннего возраста еженедельно. В остальных возрастных группах конструктивно- модельная деятельность проводится как часть какого-либо интегрированного занятия, в совместно-партнерской и самостоятельной деятельности
.

В связи

с этим,

требуется

уделять

больше

внимания

конструированию

планировании

совместно-партнёрской деятельности.

Основным принципом

работы воспитателей

является

системность и

последовательность.
г. Дубна, 2015 г.

В первой группе раннего возраста

(от 1-2 лет)
педагоги знакомят детей с некоторыми формами: кубик, кирпичик, призма, цилиндр, опредмечивая их (цилиндр – столбик, труба; призма – крыша). Знакомит со способами конструирования – прикладыванием, накладыванием, приставление побуждает детей обыгрывать постройки. В летнее время на прогулке проводит игры с песком и природным материалом, поощряет самостоятельное включение детьми в сюжетные игры предметов-заместителей.
Во второй группе раннего возраста (от 2-3 лет)
педагоги продолжают знакомить детей с настольным и напольным строительным материалом (кубик, кирпичик, пластина, призма, цилиндр); учат детей сооружать постройки по образцу и пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей) и т.д., по окончании игры приучать убирать постройки на место. В летнее время на прогулке проводит игры с песком и природным материалом, поощряет самостоятельное включение детьми в сюжетные игры предметов-заместителей.
В младшей группе (от 3-4 лет)
воспитатели совершенствуют конструктивные умения, используя разные способы постройки, учат различать и называть строительные детали, изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали на другие или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд); развивают желание сооружать постройки по собственному замыслу; приучают детей аккуратно складывать детали в коробки после игры.
В средней группе (от 4-5 лет)
воспитателиобращают внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада, на прогулках более подробно рассматривают машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к большей части; учат анализировать образец постройки: выделять основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей; соблюдать принцип, заданный воспитателем, («Построй такой же домик, но высокий»); обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы (альбом, открытка, флажки и т.д.), приклеивать к основной форме детали (к дому- окно, трубу; к автобусу – колеса; к стулу – спинку); приобщать детей к изготовлению поделок их г. Дубна, 2015 г.
природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы, шишек и т.д.
В старшей группе (от 5-6 лет)
педагоги продолжают развивать конструктивные умения, учат выделять основные части и детали конструкций, строить по рисунку, самостоятельно подбирать строительный материал, конструировать сообща, уметь работать коллективно.
В подготовительной группе (от 6-7 лет)
воспитатели закрепляют навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; продолжают учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машина, дома); знакомят детей с разнообразными пластмассовыми конструкторами и учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.): 1.по рисунку, 2. по словесной инструкции воспитателя, 3.по собственному замыслу. Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Учить разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах). Учить создавать конструкции, объединенные одной общей темой (детская площадка, стоянка машин и т.д.)
Практикум «Занимательные игры по конструированию»

«Создай схему»

Задача
: создать пособие по плоскостному моделированию для детей младшего дошкольного возраста из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур и клея.
«Геометрические задачи с палочками»
г. Дубна, 2015 г.

Задача:
выложить палочками (8 шт.) квадрат, добавить ещё четыре палочки, чтобы получилось четыре маленьких квадрата. Сколько фигур получилось? Какие фигуры получатся, если убрать две палочки? Сколько всего фигур?
«Найди ошибку в чертеже»

Задача:
найти ошибку в моделировании. г. Дубна, 2015 г.

«Меняясь местами»
Играют двое. Детей сажают спиной друг к другу и каждому предлагают построить дом из предложенных фигур. Затем игроки меняются местами, внимательно смотрят на постройку соседа, разбирают постройку и строят такую же.
Используема литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, - Мозаика-Синтез, 2015 г. 2. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий./ Л.В. Куцакова – М.: ТЦ Сфера, 2009 г. г. Дубна, 2015 г.

Конспект игры конструктивно-модельной деятельности для детей младшей группы «Воротики для матрешек»

Цель: название основных деталей конструктора (кубик, кирпичик, призма, конус, арка);
Продолжать учить детей выполнять постройку в нужной последовательности по образцу воспитателя;
Упражнять детей в одновременном действии с деталями четырех видов: кубик, кирпичик, призма, конус;
Активизировать речь ребенка словам кубик, кирпичик, призма, конус;
Совершенствовать умение составлять описание предметов, выделяя существенные признаки;
Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
Материал : готовая постройка дома с заборчиком без ворот, игрушки-матрешки, кубики и по арки на каждого ребенка, призмы, конусы.Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и улыбнемся им.
Молодцы.
А теперь давайте поприветствуем друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуй правая рука»
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг –
Здравствуй друг –
Здравствуй, здравствуй дружный круг
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы большая лента
Можем маленькими быть –
Можем мы большими быть –
Но один никто не будет.
- Молодцы!
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли матрёшки, но они почему-то грустные.
Давайте спросим почему, что у них случилось?
Матрешка отвечает.
Мы пришли домой, а попасть в дом не можем. Нет воротиков.
Ребята, а давайте поможем матрешкам построим им ворота?
Но сначала посмотрите какие ворота построю я. (Строю, дети смотрят)
Беру одну деталь, ставлю как она называется?
Правильно.
Беру вторую деталь, как она называется?
Беру арку ставлю на кирпичики.
Беру следующие детали ставлю на арку. Как они называются?
Молодцы.
Рядом ставлю цилиндр на него ставлю конус, беру другой цилиндр и конус ставлю с другой стороны.
Вот и получились воротики.
Но для того, чтобы заняться постройкой воротов нам нужно размяться.
Логоритмика.
Целый день – тук да тук
Раздаётся громкий стук.
Строим дом, дом большой
И с крылечком и с трубой.
Разукрасим мы дом.
Наверху флажок прибьём.
Принесем цветов.
Новый дом, встречай жильцов.
Будут жить в доме том.
Молодцы.
Теперь мы готовы строить ворота.
Подходите к столам и приступайте к работе.
Вовремя работы подхожу к детям и спрашиваю: Как называется деталь?
Какого она цвета?
Женя, ты уже построила воротики? Из каких деталей ты построила? А какого цвета?
Молодец. Матрешка очень рада.
Посмотрите какие воротики построила Лера, а эти воротики построил Рома.
Молодцы, ребята, построили красивые ворота для матрешек. Теперь у каждой матрешки есть свои ворота.
Подойдите ко мне и встаньте в круг скажите, что вам понравилось?
Молодцы.
А теперь возьмите матрешек и поиграйте с ними, но сначала
давайте попрощаемся с гостями.
А теперь возьмите матрешек и поиграйте с ними.

Конспект НОД по конструированию во второй младшей группе: «Строим Машеньке заборчик».

Боровкова Вера Александровна, старший воспитатель, МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №172» г. Иваново.
Описание материала: предлагаю Вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы. Этот конспект направлен на создание проблемно-игровой ситуации, в которой дети учатся использовать практическое наложение деталей на схему (вид сверху) с ритмическим чередованием деталей.

Пояснительная записка к НОД

УМК: Универсальный мелкий (настольный) строительный конструктор, материал из 2-3 разных размеров.
Тема НОД: «Строим Машеньке заборчик».
Тип НОД: интегрированное («Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).
Предмет: Конструирование. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Возрастная группа: вторая младшая группа.
НОД в рамках тематической недели «В гостях у сказки».
Цель НОД: строительство комбинированного заборчика по схеме (вид сверху).
Задачи:
закрепить навык точного соединения деталей и выстраивания их в ровную линию (дорожка, забор вдоль неё) в ходе игры;
закрепить названия основных деталей;
познакомить с ритмическим чередованием в постройке кирпичиков (на короткую, узкую сторону) и кубика;
приучать детей соотносить свои действия с инструкцией и образцом;
учить использовать практическое наложение деталей на схему (вид сверху), изображающую план постройки;
расширять словарный запас, учить общаться;
учить сопереживанию на примере сказочного персонажа;
воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Словарная работа:
Активизация существительных: кубик, кирпичик, призма, брусок и др.
Прилагательные, характеризующие предмет
Прилагательные, противоположные по значению: узкая, короткая, длинная, гладкая, высокий, широкий и т.д.
Предлоги: в, на, за, по и пр.
Оборудование.
Раздаточный материал на подгруппу: детали строительного деревянного конструктора – 6 кирпичиков (из них один длинный), 5 кубиков, 1 призма, мелкие игрушки – матрёшки, схема забора (вид сверху).
Демонстрационный материал: детали строительного деревянного конструктора, схема забора (вид сверху), ёлочки, грибочки, куклы - Маша, Медведь, Петушок; деревья, «волшебный мешочек», магнитофон, аудиозапись детских песен, деревья-декорации для лесной полянки.
Предварительная работа: чтение сказки «Маша и медведь», разучивание физкультминутки про медведя,разучивание динамических пауз.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Цель: закрепление названия основных деталей, умение по описанию находить разные стороны основных деталей.

Здравствуйте, ребята! Вы любите сказки?
Я принесла для вас «Волшебный мешочек». А вы хотите узнать, что там лежит? Я думаю, что там находятся игрушки.
Проверим?!
(Воспитатель по очереди приглашает детей, которые достают из мешочка строительные детали (кубик, призму, кирпичик, брусок) и называют их.)
Покажите у кирпичика узкую короткую сторону (проводят пальчиком), узкую длинную сторонку, покажите широкую длинную сторону.
Какую сторону показали? (широкую длинную.)
Покажите у призмы треугольную сторону. Где у бруска квадратная сторона, покажите?
Отлично справились с заданием!
Ну, вот, а я думала, что мешочек волшебный и в нём находятся игрушки, а там оказались строительные детали, с помощью которых мы учимся строить! Но, что это? Посмотрите, у кирпичика на длинной широкой сторонке какая-то картинка! Скажите, кто изображён на картинке? (На картинке изображены главные герои сказки «Маша и медведь»). Да, мешочек и правда оказался «волшебным» и, по-моему, приглашает нас отправиться в сказку!

Мотивация.
Цель: мотивация детей к дальнейшей совместной деятельности.

Как называется сказка, которую мы с вами недавно читали?
С главными героями этой сказки произошла совсем другая история. Хотите узнать, что ещё случилось с Машей и Медведем? (Воспитатель включает музыкальное сопровождение.)
- Ну, тогда отправляемся в путь.

Тише, тише не шумите,
Нашу сказку не спугните
/палец поднести к губам, сказать тс-с-с/
Раз – два - покружись,
В сказке нашей окажись!

Дети по показу воспитателя идут по кругу, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение к столику.

Закрепление пройденного материала в ходе игровой деятельности.
Цель: создание условия для обобщения и закрепления полученных знаний, закрепление умения выбрать нужную деталь для постройки объекта и охарактеризовать его.

Посмотрите, где мы оказались?
(в группе стоят деревья-декорации.)

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали,
Сейчас присядем, отдохнём,
И опять гулять пойдём.

Посмотрите, а на полянке что-то стоит. Давайте подойдём!
(На одной стороне стола расставлены деревья, грибочки – это лес, с другой стороны стоит домик, построенный из кубика и призмы, и кукла Маша.)
Однажды Машенька пошла в лес за грибами (воспитатель обыгрывает свой рассказ), грибок за грибочком, деревце за деревцем, так не заметно и ушла далеко в лес от дома, и заблудилась.
«Ау! Ау!» – никто не отзывается. Не может Машенька дорогу домой найти. Заплакала.
Что же делать? Как помочь девочке? Что сделать, чтобы Маша не заблудилась? Как ей помочь вернуться домой? (Построить дорожку.)
Это будет длинный кирпичик.
Дорожка получилась ровная, гладкая.
Узкая или широкая?
Длинная или короткая?
А с другой стороны леса Мишка вылез из берлоги (воспитатель показывает игрушечного Медведя).
Как Медведь вылез из берлоги, мы с вами покажем.

Физкультминутка.
Цель: предупреждение утомления, восстановление работоспособности детей, здоровьесбережение.

(Воспитатель включает музыкальное сопровождение.)

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.
Потянулся он со сна:
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
Наклонился взад-вперёд,
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки.
Наконец, медведь наелся
И на брёвнышко уселся.
/Дети повторяют движения за воспитателем в соответствии с текстом и произносят слова/.

Создание проблемной ситуации.
Цель: активизация мыслительной деятельности детей, побуждение к самостоятельному поиску ответа на проблемную ситуацию.

Вот такой Медведь пробирается по лесу и хочет схватить Машеньку да и забрать в берлогу - свой дом!
Побежала Машенька по нашей дорожке к домику, а Медведь за ней вот-вот догонит.
Прибежала Маша и спряталась в домике.
Давайте и мы от Мишки уйдём и присядем за столы.
Ребята, как помочь Машеньке? Что сделать, чтобы Медведь к ней в домик не попал?
Если у детей затруднения, то воспитатель задаёт наводящий вопрос:
Что построим вокруг домика? (Заборчик.)

Объяснение и показ выполнения постройки.
Цель: знакомство с ритмическим чередованием в постройке кирпичиков (на короткую, узкую сторону) и кубика.

Посмотрите, как я построю заборчик для Маши у дорожки. Я беру кирпичик и ставлю его на узкую короткую сторону, рядом ставлю кубик, детали ставлю близко друг к другу, снова ставлю кирпичик на узкую короткую сторону, затем кубик и так далее.
На мой заборчик прилетел Петушок (маленькая игрушка) и запел: «Ку-ка-ре-ку!», удивился: « И откуда такой красивый заборчик появился? Как его построили?».
Расскажите Петушку, как построить этот заборчик?

Практическая часть.
Цель: обучение действовать по образцу, поддерживание самостоятельности детей, закрепление навыка точного соединения деталей и выстраивания их в ровную линию.

Строить заборчик вы будете с помощью схемы - вид сверху (демонстрация на доске).
Найдите длинный кирпичик и положите его на стол – это дорожка.
Положите схему перед дорожкой, на неё будете ставить детали.
Помогите Маше, постройте заборчик! Я с Петушком буду проверять, как вы будете правильно строить заборчики.
Самостоятельная работа детей.
(В ходе выполнения работы, воспитатель стимулирует деятельность детей, направляет с помощью целевых вопросов на исправление ошибок).
Из каких деталей построим дом (кубик и призма)?
Постройте домик за заборчиком.

Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли».
Цель: обучение умению обыгрывать несложный сюжет в постройке, расширение словарного запаса детей.

Медведь увидел заборчик и вернулся в лес в свою берлогу.
А Машенька вышла из домика, радуется и вас благодарит, что спасли её от Медведя!
К каждому из вас в гости придут Машины подружки. Отгадайте, кто это?

В домике живут подружки,
Все похожи друг на дружку.
Алый шелковый платочек.
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянились немножко
Раскрасавицы… (матрёшки) .

Они любят играть во дворе за забором.
Поиграйте с ними!
(Воспитатель раздает Матрёшек, под музыкальное сопровождение рассказывает стихи и показывает элементы игры с матрёшками).

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.

Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка.

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.

Итог занятия с элементом рефлексии.
Цель: создание условий для оценки приложенных усилий детей в конструктивной деятельности; воспитание трудолюбия и аккуратности при уборке деталей.

Я рада за вас, заборчики получились красивые, детали поставили ровно! А вам понравились ваши заборчики?
Давайте себе похлопаем в ладоши!
Матрёшкам тоже очень понравилось с вами играть! Маша с нами прощается и говорит всем: «Спасибо!».
Давайте попрощаемся с Машей!
А нам пора из сказки возвращаться в детский сад!

Раз, два, три,
Повернитесь,
Оглянитесь,
В группе снова очутитесь!

Вот мы из сказки вернулись в детский сад!
Что вы строили?
Из каких деталей строили забор?
С помощью чего строили?
Кому помогли?
Теперь вы самостоятельно можете строить заборчики в группе из пластмассового конструктора.
Но для дальнейшей деятельности в группе нужно все детали конструктора убрать.

Ну, теперь за дело дружно,
Убирать детали нужно,
Убирать и не ломать,
Завтра будем вновь играть!
Тихо и аккуратно сложите детали в коробочки.

До свидания, ребята!

Любовь Борисова
Занятие по конструктивно-модельной деятельности во второй младшей группе «Деревья»

Цель : Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из мелких клочков зелёной бумаги, познакомить с разными приёмами разрывания бумаги (на полоски, на мелкие и большие клочки, учить обрывать края бумаги на глаз и получить материал для изображения листьев; продолжать учить работать вместе и получить от этого радость; создать пейзажную композицию.

Материал : изображение больших лиственных деревьев без кроны (слайд, небольшие полоски мягкой бумаги зелёного цвета разных оттенков.

Ход занятия

1. Воспитатель загадывает загадку :

Нога – одна, стоит на месте. А рук вокруг – сто или двести (Дерево )

(слайд деревьев без кроны )

Рассмотреть дерево , уточнить, что дерево имеет ствол и ветки . Ствол у дерева один , а веток много, отсюда и загадка такая. Ещё раз прочитать загадку, дети произносят отгадку хором. Уточняют, что ствол у деревьев бывает толстый и тонкий, высокий и низкий, но один.

Что ещё у дерева бывает ? (Листья)

Листья образуют у дерева крону , под неё можно спрятаться летом от жары. Под кроной дерева тень , прохладно.

А есть ли крона в наших деревьев ? (Нет, нет листьев)

У нас есть плакат с изображением деревьев без кроны . Давайте мы сделаем листики и украсим наши деревья – сделаем им крону .

2. Дети работают за столами. Воспитатель объясняет и показывает, как правильно рвать бумагу, чтобы получились маленькие круглые листья. Дети работают самостоятельно, под руководством воспитателя.

Во время работы целесообразно провести гимнастику для пальцев «Дерево » .

У дерева ствол , на стволе много веток,

А листья на ветках зелёного цвета.

(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены

и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами).

Физкультминутка :

Ветер тихо клён качает Раз наклон, два – наклон,

Вправо, влево наклоняет. Зашумел листвой он.

4. Дети с помощью воспитателя анализируют коллективную работу, видят положительное в работе товарищей, красоту пейзажной композиции и рассказывают об этом.

Рефлексия.

1. Что есть у дерева ?

2. Как называются листья у дерева ?

3. Что нового вы узнали на занятии ?

Публикации по теме:

Подготовила: Воспитатель Абросимова Елена Петровна ГБОУ ООШ №21 с. п. «Детский сад «Терем- теремок» Методическая разработка по конструктивно.

Одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения являлась совершенствование работы педагогического коллектива, направленная на развитие.

Фронтальное занятие для детей средней группы. Лексическая тема: «Осень. Деревья» Фронтальное занятие для детей средней группы. Лексическая тема: «Осень. Деревья.» Тема занятия: составление рассказа об осени. Цели: .

Конспект непосредственно-образовательной конструктивно-модельной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с.

Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе «Юные архитекторы» Цель: учить создавать постройку и схему к этой постройке. Задачи: Образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (конструктивно.

Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности в средней группе «Мосты» Тема:"Мосты" Цель:дать детям представления о мостах, их назначении. строении; упражнять в строительстве мостов;закреплять умение анализировать.

НОД по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе «Космические строители» Цель: Обустройство планеты путём постройки жилища для её обитателей из конструкторов нового поколения. Форма организации занятия – творческое.

Похожие публикации